Металл — это экстремальный тип рок-музыки, возникший в конце 1960-х — начале 1970-х годов.
Металл характеризуется агрессивными ритмами и сильно искаженными гитарными звуками, достигаемыми за счет использования специальных гитарных эффектов, называемых дисторшн. Металл имеет несколько подстилей, варьирующихся от относительно «мягких» (таких как классический хэви-метал) до очень «тяжелых», неприемлемых для большинства неподготовленных слушателей (дэт-метал, блэк-метал и т.д.). Смысл и идейная направленность песен сильно варьируется от направления к направлению, например, doom metal имеет темы грусти, меланхолии и отчаяния, black metal — оккультные темы и т.д. Поклонников металла называют металлистами или металхэдами.
Существуют разные мнения о том, как называть этот стиль по-русски. Наиболее распространенным в Рунете является написание «метал», что является переводом английского слова metal. Однако музыкальным стилям с Запада в России традиционно дают названия, которые являются кальками с английского языка (например, джаз, блюз, панк, рок-н-ролл). С этой точки зрения, правильное русское название стиля — металл. Кроме того, такое написание позволяет отличить название музыкального направления от класса химических элементов. В названиях подстилей почти всегда используется второй вариант (speed-metal, power-metal и т.д.).
Стили Метала. Металлические направления:
Heavy Metal, Progressive Metal, Speed Metal, Thrash Metal, Groove Metal, Power Metal, Death Metal, Doom Metal, Black Metal, Viking Metal, Dark Metal, Symphonic Metal, Gothic Metal, Folk Metal, Pagan Metal, Industrial Metal, White Metal, Alternative Metal, Nu-metal, Metalcore, Deathcore, Grindcore, Trashcore и другие стили.
Подробное описание и характеристики стилей:
1). Стили Метала: Heavy Metal (Тяжелый металл)
Heavy Metal — это металл, созданный ранними представителями жанра, такими как Black Sabbath и Judas Priest. Типичными представителями жанра являются Iron Maiden, Manowar, Ария, Warlock.
2). Стили Метала: Progressive Metal (Прогрессивный металл)
Прогрессивный металл (сокращенно прог-метал, в отличие от прогрессивного рока) — один из стилей, относящихся к хэви-металу. Этот стиль основан на прогрессивном роке и включает в себя: сложные композиционные структуры, замысловатые музыкальные гаммы и интересные инструментальные приемы. Высокий уровень профессионализма музыкантов часто сочетается с лиризмом в виде концептуальных эпических текстов, в результате чего получаются довольно длинные песни и концептуальные альбомы. В результате всех этих факторов Progressive Metal не часто можно услышать по радио или увидеть по телевизору.
Истоки Progressive Metal можно легко проследить на примере прогрессивных рок-групп 1960-х и 1970-х годов, таких как Yes, Pink Floyd, King Crimson, Genesis и Rush. Но как отдельный, самостоятельный стиль прогрессивный металл сформировался лишь в середине 1980-х годов. Такие титаны прога, как Dream Theater, Queensrÿche и Fates Warning, взяли элементы прогрессивных рок-групп — инструментальную и композиционную структуру своих песен — и скрестили их с атрибутами хэви-метала таких групп, как Metallica, Megadeth, Deep Purple, Black Sabbath, Death и Iron Maiden. В результате получилась музыка с прогрессивным мышлением и хэви-металлическим звучанием.
Прог-метал стал наиболее популярным в начале 90-х годов, когда альбом Queensryche «Silent Lucidity» (1990 Empire) неожиданно стал хитом на радио и MTV. Эта песня не была типичной для прог-метала, но она сделала музыку Queensryche доступной для легиона новых поклонников и дала толчок другим группам прог-метала по всему миру. В 1993 году Dream Theater также завоевали огромную популярность во всем мире благодаря песне «Pull Me Under» (1992 г. Images and Words). Эта песня была более типичной для прог-метала, чем «Silent Lucidity», хотя она лучше вписывалась в канон хэви-метала. Благодаря этой песне Dream Theater и сегодня очень популярны.
Прогрессивный металл оказывает влияние и сегодня. Например, прог-метал группа Rush в 2003 году выпустила концертный альбом, который стал платиновым. Другие прог-метал группы, такие как Tool и Opeth, продолжают играть качественную прогрессивную музыку.
Прогрессивный металл можно успешно разделить на бесчисленные подстили, которые соответствуют другим музыкальным стилям, повлиявшим на группы прогрессивного металла. Например, две группы, которые можно отнести к прогрессивному металлу, King’s X и Opeth, находятся на противоположных концах звукового спектра. На King’s X больше повлияли мейнстрим и гранж. Парадоксально, но басист Pearl Jam Джефф Амент однажды сказал: «King’s X изобрели гранж как стиль», подразумевая, что эта группа оказала огромное влияние на гранж в целом. В то же время, рычание и тяжелый звук гитары вокалиста группы Opeth (частично разбавленный готическими акустическими партиями) вполне можно отнести к такому стилю, как дэт-метал.
Европейская классическая музыка также оказала значительное влияние на весь жанр прогрессивного металла. Такие группы, как Symphony X и Spock’s Beard, успешно сочетают прогрессивный металл со сложностью и гениальностью классических произведений. Аналогичным образом, такие проекты, как Liquid Tension Experiment (образованный участниками группы Dream Theater) и группы типа Planet X, использовали длинные сольные секции для создания джазового влияния в своих работах. Фактически, в музыке Liquid Tension Experiment также присутствуют импровизационные элементы, что довольно редко встречается в хэви-метале. Другая заметная группа, Cynic, скрестила прогрессивный металл, дэт-метал и джаз/фьюжн в своих превосходных и уникальных альбомах Focus. Многие скандинавские группы также испытали влияние прог-метала. Nightwish, например, сочетает ритмы хэви-метала с оперным вокалом (популярная ныне группа Evanescence позже отошла от такого скандинавского влияния).
Среди разнообразия прогрессивных групп Tool — одна из самых популярных в своем роде. Tool совершили прорыв в середине 1990-х годов со своим вторым альбомом Aenima, который сделал их одной из самых популярных групп во всем мире. Их электризующий коктейль из хэви-метала, произвольных музыкальных гамм, сложных структур и замысловатых текстов заставил многих отнести их к группе прогрессивного металла, хотя и со значительными отличиями от многих традиционных прогрессивных групп. Однако следующий альбом группы, «Tool, Lateralus» 2001 года, с его сложными структурами и высококонцептуальным стилем закрепил место группы на прогрессивной сцене, даже если группа звучала скорее как индустриальная музыка, чем прогрессивная.
В России также есть исполнители прогрессивного металла, например, московская группа Mechanical Poet.
3). Стили Метала: Speed Metal (Спид-металл)
Спид-метал — это более быстрая форма металла. Спид-метал не всегда называют отдельным жанром. Чаще можно говорить о «спид-пауэр-метале» и «спид-трэш-метале» — направлениях в пауэр-метале и трэш-метале соответственно (см. ниже). Среди представителей — ранние Helloween, Metallica и Blind Guardian.
4). Стили Метала:Thrash Metal (Трэш-метал)
Этот жанр близок к спид-металу, с заметным влиянием панк-рока, имеет довольно жесткое, грубое и часто диссонирующее звучание, исполняется на высокой скорости. Не очень сложный. Существуют американская и немецкая школы трэша, которые отличаются стилистически — немецкая школа менее агрессивна, более изящна и гармонична, что делает музыку еще более жесткой и выразительной. Типичными представителями американской школы являются Metallica, Slayer, Testament, Megadeth; немецкой — Kreator, Sodom; Destruction.
5). Стили Метала: Groove Metal (Грув-метал)
Грув-метал — это поджанр трэш-метала, который принял свою нынешнюю форму в 1990-х годах. Например, альбомы «Slaughter in the Vatican» группы Exhorder, «Arise» группы Sepultura и «We Are the Dead» группы Artillery включали мелодии грув-метала, хотя трэш-метал оставался доминирующим стилем. Грув-метал появился как поджанр благодаря альбомам Pantera «Vulgar Display of Power», Sepultura «Chaos A.D.», White Zombie «La Sexorcisto: Devil Music, Vol.1» и Machine Head «Burn My Eyes».
6). Стили Метала: Power Metal (Пауэр-метал)
Пауэр-метал (power), как правило, уделяет больше внимания мелодии и исполняется на высоких скоростях, подобно спид-металу. Граница между этим подстилем и спид-металом довольно размыта. В пауэр-метале часто используются фантазийные темы. Фэнтезийные темы особенно популярны. Среди популярных представителей пауэр-метала можно назвать Blind Guardian, Helloween, Stratovarius, Rhapsody, Sonata Arctica.
Пауэр-метал, как этот термин используется сегодня, основан на мощном, эпическом звучании, обычно на высокой скорости, уходящем корнями в такой стиль, как спид-метал, и с легко запоминающимися мелодиями. В то время как тексты рок-музыкантов основаны на социальных, исторических и личных темах, пауэр-метал в полной мере использует тексты, вдохновленные и основанные на религии, научной фантастике, мифологии и фэнтези, и более или менее более оптимистичен, чем большинство текстов металла в целом.
В power metal вокал, как правило, «чистый», в отличие от таких стилей, как death metal, black metal, и поэтому вокальные партии исполняются достаточно квалифицированными певцами. В традиции Брюса Дикинсона и Роба Хелфорда, вокалисты пауэр-метала обычно поют высоким голосом, часто даже фальцетом. Такие певцы, как Ханси Курш из Blind Guardian, часто используют вокальную полифонию, которая восходит к Queen. Поскольку в пауэр-метале вокалисты играют очень важную роль в группе, они часто не могут быть также гитаристами и басистами. Именно по этой причине Ханси Кюрш был заменен в качестве басиста группы после выхода альбома «The Forgotten Tales». Это также причина, по которой Кай Хансен подписал контракт с Михаэлем Киске в качестве вокалиста Helloween, после того как он сам спел на первых двух альбомах. Когда Кай создал свою собственную группу Gamma Ray, он нанял Ральфа Шипперса в качестве вокалиста. Однако после ухода Ральфа из группы Кай вернулся в группу в качестве вокалиста и гитариста.
Гитаристы и басисты пауэр-метала обычно играют быстрые музыкальные пассажи с редкими и медленно меняющимися аккордами, при этом гармонический темп меняется от более быстрого к менее быстрому. Но быстрые и мелодичные гитарные соло можно услышать на альбомах любой группы.
Барабанщики пауэр-метала часто играют на двух бас-барабанах для большей скорости. Они также играют непрерывные шестнадцатые ноты, делая акцент на ритме малого барабана. Многие группы отрицают эту формулу, но она остается удивительно универсальной.
Многие оркестры также используют клавишные инструменты, но клавишные инструменты не являются основными. Они просто создают своеобразный фон в музыке. Однако некоторые оркестры, такие как итальянский Rhapsody, используют клавишные и симфонические элементы на протяжении всех своих записей. По этой причине Rhapsody часто называют «голливудским металлом» из-за их слишком грандиозного звучания. Пауэр-метал — очень популярный стиль в Европе, Японии, некоторых странах Южной Америки (Аргентина, Бразилия, Чили) и становится все более популярным в Северной Америке.
7). Стили Метала: Death Metal (Дэт-метал)
Дэт-метал — один из самых тяжелых жанров металла, эволюция трэш-метала, но исполняемый на еще более высокой скорости, часто с использованием взрывных ритмов. Вокалист чаще всего использует вокальный стиль, называемый гроулингом. Широко распространено деление на классический дэт-метал, брутальный дэт-метал и техно-дэт-метал. Представители — Death, Morbid Angel, Cannibal Corpse. Поджанр Melodic Death — это дэт с удержанием темы и брутальным вокалом, но техника игры больше напоминает спид. Представлен Carcass (поздние работы), Arch Enemy, In Flames (ранние работы), Dark Tranquillity, Ablaze My Sorrow.
Death metal, как и большинство металлических поджанров, трудно определить и классифицировать. Некоторые музыканты и поклонники металла имеют свои собственные представления о жанре и его поджанрах. Другие считают такую классификацию ограничительной и бесполезной. Часто наблюдается ощутимое пересечение одного жанра дэт-метала с другими жанрами, а также влияние «неметаллических» жанров.
Дэт-метал обычно характеризуется чрезвычайно жестким, интенсивным и быстрым характером музыки. Дэт-метал известен своими рваными изменениями музыкального темпа и размера, чрезвычайно быстрой и сложной игрой на гитаре и партиями двойного бас-барабана. Типичным является использование взрывных ритмов для придания звучанию большей силы. Большинство групп используют сдержанный и искаженный гитарный звук. Обычно используются две гитары, которые одновременно выступают в качестве соло- и ритм-гитары. Также используются сдержанные и иногда искаженные бас-гитары. Некоторые группы, например Septic Flesh, добавляют синтезатор и звуки других инструментов. Считается, что из всех металлических жанров дэт-метал является наиболее физически трудным для исполнения.
Изначально дэт-метал характеризовался простыми композиционными структурами и небогатыми мелодиями, но по мере развития стиля и слияния с другими музыкальными жанрами музыка становилась все более сложной. Сегодня дэт-метал группы часто отличаются сложными композициями, как в плане исполнения, так и в плане восприятия.
Вокально группа использует рычание, часто превращая слова песни в неясно различимый «звериный» рык. Для достижения такого эффекта голос певца часто обрабатывается с помощью компьютера или гармонайзера, но певцы, которые «рычат» без дополнительного оборудования, пользуются особым уважением у музыкантов и поклонников стиля.
Темы песен обычно связаны с темной и мрачной стороной жизни людей. У некоторых групп есть песни с тематикой фильмов ужасов, например, ранние работы Death, Cannibal Corpse и Mortician. Акцент на смерти и экстремальный характер музыки, вероятно, и дали название жанру. Постепенно тематика лирики заметно расширилась, появились футуристические (Nocturnus) и сатанинские (Acheron) тексты и, что немаловажно, социальные тексты, направленные на преодоление недостатков общества потребления или просто описательные. Социальные вопросы часто поднимаются коллективами в интервью.
Наиболее типичными группами, играющими «чистый дэт-метал», являются Death («Spiritual Healing», 1990), Obituary («Cause Of Death», 1990), Morbid Angel («Altars Of Madness», 1990).
Такие группы, как Deicide, Monstrosity, Obituary, Brutality, Death и другие, можно отнести к флоридскому движению дэт-метала.
Следует также рассмотреть такое ответвление дэт-метала, как дэт-джаз. Типичными представителями этого стиля являются группы Atheist и Cynic, выступавшие в начале 90-х годов. Многие поклонники тяжелой рок-музыки считают его наиболее унифицированным из так называемых «прогрессивных» рок-стилей — то есть стилем, достигнутым путем слияния нескольких музыкальных направлений.
Эволюцию чистого дэт-метала можно проследить по альбомам Death. По одной из версий, стиль назван в честь этой группы, а ее основатель Чарльз «Злой Чак» Шульдинер (ведущий гитарист и вокалист Death и Control Denied) считается крестным отцом стиля. Влияние дэт-джаза на творчество группы становится еще более очевидным, если учесть, что двое из музыкантов Cynic участвовали в создании знаменитого альбома «Human», и что между музыкой последнего альбома Death «The Sound Of Perseverance» и Atheist также есть некоторое сходство. Также нельзя не упомянуть об использовании безладового баса, который характерен для джаза, но не для металла. Басовые партии в этот период творчества Death исполнял Стив ДиДжорджио.
8). Стили Метала: Doom Metal (Дум-метал)
Doom metal — это относительно медленный и спокойный подстиль металла, но его тяжесть часто не уступает дэту. Doom metal обычно печален, и его типичная тема — потерянная любовь и тщетность существования. Иногда, как и в дэт-метале, используется рычание.
Doom metal обычно тяжелый и мрачный по настроению, а тексты песен актуальны. Темы, часто встречающиеся в дум-металле, — это тьма, отчаяние, меланхолия, смерть, потеря близких, несчастная любовь…
Дум-метал можно разделить на несколько поджанров. Наиболее известными являются, помимо так называемого «традиционного дум-метала», атмосферный дум, funeral doom, drown doom, dark metal и комбинации различных стилей, таких как black/doom или death/doom.
Наиболее известными музыкальными проектами жанра в России являются Paradise Lost, Anathema, My Dying Bride, The 3rd And The Mortal, а также Black Sabbath, Candlemass.
9). Стили Метала: Black Metal (Блэк-метал)
Блэк-метал — один из наиболее изолированных и идеологизированных стилей металла. Он характеризуется очень высокой скоростью и искаженным звуком с обрезанными низкими частотами и регулярным использованием бласт-бита, что делает его музыкально близким к дэт-металу. Популярные темы блэк-метала включают сатанизм, мизантропию, оккультизм, нацизм, язычество и нигилизм. Вокал чаще всего скриминговый, хотя иногда используется и рычание. Традиционные примеры представлены — Mayhem, Darkthrone.
Блэк-метал зародился в начале 1980-х годов, а первой работой стиля стал альбом Venom «Black Metal», от которого стиль и получил свое название, хотя многие считают Bathory основателем стиля. Для этого стиля характерна максимальная скорость барабанов (70-500 ударов в минуту — бласт-биты) и гитар, резких и высокочастотных. Характерной техникой игры является тремоло. Вокал обычно очень высокий (скриминг), часто с глубокими «рычащими» вокальными — гроулинг — вставками. Бас и клавишные инструменты (редко) играют вспомогательную роль в классическом блэк-метале, в то время как в симфоническом блэк-метале клавишные инструменты имеют большое значение.
Для блэк-метала характерна крайняя идеологизация. Очень распространенной темой в блэк-металле является «темная сторона»: сатанизм, оккультизм и т.д. В нем также часто встречаются элементы нацизма. Время от времени поклонники и исполнители блэк-метала начинают спорить о том, кто из них наиболее привержен «настоящему» блэк-металлу. Отклонения от жесткого звучания блэк-метала и эксперименты с клавишными инструментами часто воспринимаются в кругах блэк-метала негативно, а некоторые движения блэк-метала, такие как symphoblack, имеют репутацию «продажных» и «вероломных» у ортодоксальных последователей блэк-метала.
10). Стили Метала: Viking Metal (Викинг-метал)
Стиль назван в первую очередь по направленности его музыкальных композиций (сначала лирика и обложки). Его основные характеристики — дух, мелодичность и эпичность. Часто используются народные инструменты или народные мотивы, переложенные на тяжелую музыкальную основу. Синтезаторы позволяют достичь желаемого результата. Эпичность также приветствуется. Но на самом деле четкого представления о том, что такое Viking Metal, не существует, потому что у каждого своя интерпретация. Наверное, одними из первых, кто активно использовал этот стиль, были Quorthon, известные по Bathory. Корни black metal лежат в основе этого весьма специфического стиля металла, хотя сегодня существуют также группы, культивирующие death и power metal. Нельзя не оценить вклад в его развитие знаменитой группы Manowar — Viking. Это активное использование вычурности, тексты, обложка, звучание — все говорит о многогранности стиля как такового.
Основные темы песен — нордические, скандинавская мифология и природа… Есть и военная лирика, и просто размышления о жизни… Воинственная структура композиций — вторая важная часть викинг-метала. Гитарные риффы сочетаются с другими инструментами, подчеркивая суровость и красоту скандинавских пейзажей и образа жизни.
11). Стили Метала: Dark Metal (Дарк-метал)
Иногда дарк-метал (dark означает «темный») выделяют в отдельный жанр. Обычно это гибрид блэк-метала и дум-метала. Однако правомерность выделения дарк-метала в отдельное направление сомнительна.
12) Стили Метала: Symphonic Metal (Симфонический металл)
Симфонический металл — обычно основывается на силе, то есть сохраняет фантазийную тематику музыки и скорость гитар, но в симфоническом металле активно используются клавишные инструменты, придавая ему «симфоническое», классическое и торжественное звучание, что и дало название подстилю. Иногда крайнюю степень симфонического металла называют оркестровым металлом, так называемым потому, что стиль заимствует не просто несколько элементов из симфонического оркестра, а сочетает почти полный симфонический оркестр и инструменты, типичные для металла. Существует симфонический пауэр, симфонический блэк-метал, симфонический готик-метал. Типичные примеры: Therion, Nightwish, Haggard, Hollenthon, Dimmu Borgir, Cradle of Filth, Emperor, Rhapsody, Epica, Tvangeste.
13). Стили Метала: Gothic Metal (Готический металл)
Готический металл — это жанр металла. Он относится к музыкальному пласту «готической музыки» или «готической сцены», то есть к музыкальным стилям, популярным в субкультуре готов. Готик-метал появился в первой половине 1990-х годов. С точки зрения музыкальной структуры, это более «тяжелая» интерпретация дарквэйва или готик-рока с использованием гитарных риффов, более характерных для металла. Основателями готик-метала считаются Lacrimosa с их альбомом 1995 года Inferno.
14). Стили Метала: Folk Metal (Фолк-металл)
Фолк-метал — это жанр металла, который включает в себя элементы народной и этнической музыки. Он является более тяжелой формой фолк-рока, а также содержит элементы арт-рока. Он близок к фолк-металу, викинг-металу и пеган-металу.
В фолк-метале могут использоваться национальные и старинные инструменты, современные инструменты, а музыка может исполняться в народном стиле или традиционная музыка может быть переработана в стиле металл. Тексты песен могут быть основаны на старых и народных песнях, стихах, рассказах, сказках и легендах, или использовать их традиции и уклад.
Музыканты, играющие в этом стиле, стараются привнести в металл национальный колорит, или придать музыке старинный, фольклорный характер, или ввести в музыку народные элементы как часть шоу или музыкальной концепции.
Обычно, помимо обычных для металла и рока гитар (акустических и электрических), ударных и синтезаторов, используется множество инструментов: скрипки, волынки, этнические барабаны, ударные инструменты, различные национальные и народные духовые инструменты (волынки, тубы, свистульки и т.д.) и национальные струнные инструменты (например, различные виды гитар).
Однако скрипка и волынка являются наиболее часто звучащими народными инструментами. Возможно, это связано с тем, что фолк-метал получил наибольшее развитие в кельтских странах, где эти инструменты являются народными.
Фолк-метал — это разнообразный музыкальный жанр. В зависимости от региона происхождения можно выделить поджанры: американский фолк-метал (Agalloch), немецкий фолк-метал (In Extremo, Morgenstern), кельтский фолк-метал (Cruachan), скандинавский фолк-метал (Vintersorg, Finntroll), славянский фолк-метал (Temnozor, Northern Gate, Vicious Crusade) и другие.
Как жанр металла, его стиль может быть близок к дум-металу (Agalloch, ранний Amorphis) или блэк-металу и викинг-металу (Moonsorrow, Lumsk, Vintersorg, Finntroll, Geasa, Primordial, Falkenbach). Он также может быть связан с другими музыкальными жанрами: техно (Tanzwut), фолк-рок (Cruachan, Subway to Sally), кантри (Subway to Sally) и т.д.
Фолк-метал группы часто не имеют коммерческого успеха в своей стране, в то время как они, скорее всего, будут популярны в другой стране или регионе. Примерами могут служить Skyclad, которая не имела большого успеха в Великобритании, но приобрела много поклонников в континентальной Европе и Южной Америке, или Cruachan, ирландская кельтская фолк-метал группа, которая не имела большого успеха в Ирландии, но была очень популярна в России, например.
Skyclad считается основателем фолк-метала, но наибольшую популярность этот жанр приобрел после появления в середине 1990-х годов нескольких групп: Cruachan, Otyg, Windir, Tuatha de Danann.
15). Стили Метала: Pagan Metal (Пэйген металл)
Поганый металл — это направление экстремального металла, возникшее в результате эволюции блэк-метала. Ближайшими жанрами являются викинг-метал, фолк-метал и блэк-метал. Одной из первых групп, создавших этот жанр, была польская группа Behemoth. Для поджанра характерно сочетание «языческих» тем в песнях, чистого и скримингового вокала. Пафосное звучание. Игра на гитаре также может быть основана на Thrash Metal и иногда отличается характерной небрежностью. Используются многие народные инструменты, но группы, создающие «языческую» атмосферу только за счет мастерства игры и понимания традиций (Gods Tower), считаются эталоном жанра. Часто группы, играющие в стиле Pagan Metal, связаны с радикальными организациями или пропагандируют националистические идеалы (NS Pagan Metal). Интересно, что радикальные поклонники Black Metal также пренебрежительно относятся к этому жанру, называя фанатов и музыкантов «жизнелюбивыми язычниками». Распространился в основном в Польше, России, Украине и Беларуси.
16). Стили Метала: Industrial Metal (Индустриал металл)
Индастриал-метал — это разновидность «альтернативного металла», возникшая в конце 1980-х годов. В то время как традиционный индастриал основан на смеси экспериментальной музыки, панка и электронной танцевальной музыки, индастриал-метал сосредоточен на искаженном звучании электрогитар, обработанных в «индустриальном» духе (в основном с помощью электроники, цифрового звукового дизайна и т.д.). Некоторые группы используют электрогитары для создания тяжелых металлических риффов, другие группы буквально насилуют инструмент, создавая максимально грубые и жестокие текстуры. В любом случае, индастриал-метал намного агрессивнее ортодоксального индастриала, что помогло этому жанру завоевать сердца металлистов и альтернативных музыкантов, привыкших к резким гитарным звукам.
Лирика индастриал-метала отражает темноту и агрессию традиционного хэви-метала, а также навязывает личное отчуждение, присущее панку и альтернативному року. Направлена ли ярость на себя или на общество, индастриал-метал выражает неумолимо суровое и страшное, почти безнадежное отчуждение от остального мира через плотные завесы шума. Привнося в индастриал элементы death, doom и black metal, исполнители не чураются запоминающихся риффов, мелодичного вокала (даже если вокал неузнаваемо искажен дисторшном), простых припевов и куплетов, трансовых ритмов и так далее. Пропагандируя индустриальные идеалы, индастриал-метал группы, безусловно, остаются в самом бескомпромиссном крыле «альтернативы». Их звучание чрезвычайно брутально, жестко и «военизировано», буквально заставляя слушателя быть начеку (Ministry, Fear Factory, Filter, Tool, Godflesh и т.д.). Некоторые из них играют со структурой звука, увлекая слушателя во внутреннее пространство «индустриальной психоделии» (Nine Inch Nails). Другие артисты, ориентированные на индастриал, больше сосредоточены на визуальной стороне (Antichrist Superstar Мэрилин Мэнсон и т.д.).
Ministry были первой группой, которая популяризировала индастриал-метал в конце восьмидесятых, создав свой фирменный звук из бесконечно повторяющихся, слэповых гитарных риффов, электроники, сэмплов и искаженного вокала. Однако только благодаря NIN, таланту Трента Резнора к популярным мелодиям и универсальности, их песни вошли в мейнстрим в начале 90-х годов. На заре успеха NIN на альтернативном радио появилось множество групп с похожим звучанием, а к концу десятилетия многие группы из рядов альтернативного металла переняли ряд индустриальных приемов и культивировали свою собственную версию агрессивной музыки.
17). White metal (Вайт металл)
White metal — «жизненный» металл — это антоним black metal, обозначающий, прежде всего, жизненные тексты песен некоторых металлических групп. Он практически не имеет отношения к музыкальному стилю исполняющей его группы (хотя следует отметить, что чаще всего это хэви-метал). В настоящее время этот термин используется крайне редко и, как видно из вышесказанного, не имеет никаких музыкальных характеристик (в отличие от блэк-метала, который стал достаточно характерным направлением).
В России существует стиль, синонимичный «светлому металлу», который не получил широкого распространения и не очень известен. Свое название он получил по соответствующему альбому группы «Черный кофе», выпущенному в 1983 году. Это был один из первых относительно легально выпущенных металлических альбомов в России, и поначалу он пользовался фантастическим успехом у советских слушателей.
18). Стили Метала: Alternative Metal (Альтернатив металл)
Альтернативный металл — это жанр, возникший при слиянии хэви-метала с альтернативным роком. Он развился в такие музыкальные жанры, как индастриал-метал, кроссовер, фанк-метал и ню-метал.
Альтернативный металл, наряду с гранжем, начал набирать популярность в начале 1990-х годов. Этот жанр представляет собой слияние хэви-метала и альтернативного рока (особенно инди-рока 1980-х годов). Для альтернативного металла характерны типичные для металла тяжелые гитарные риффы и экспериментальная музыка — нетрадиционные тексты, странная музыкальная гамма, необычные приемы, неприятие условностей и традиций тяжелой музыки, а также слияние металла с различными музыкальными жанрами.
Термин «альтернативный металл» очень неточен и обычно используется для описания групп, которые используют уникальный подход к металлу или чью музыку невозможно отделить от альтернативного рока. Faith No More является отличным примером этого.
Хотя хэви-металл является основополагающей частью альтернативного металла, он сильно отличается от трэш-метала 1980-х годов, который является отправной точкой жанра. Поэтому альтернативный металл относится скорее к альтернативному року, чем к хэви-металу. В большинстве случаев альт-метал группы развились из комбинации металла и хардкора (Corrosion of Conformity), пост-панка, готик-рока (Jane’s Addiction), нойз-рока (Helmet, White Zombie), гранжа (The Melvins, Soundgarden), индастриала (Ministry, Nine Inch Nails) и других альтернативных жанров. Эти группы объединяло влияние традиционного хэви-метала и эксперименты с формой — смешение металла с различными жанрами и необычными подходами. Faith No More, например, сочетали металл с фанком и рэпом, а Corrosion of Conformity, Melvins и Soundgarden — с хэви-металом 1970-х годов.
В 1990-х годах появился гранж. Он объединил металл 1970-х годов (Led Zeppelin, Black Sabbath) и андеграундный панк. Популярность гранжа помогла сформировать аудиторию для альт-металлических групп, и они начали выступать на фестивале Lollapalooza, основанном вокалистом группы Jane’s Addiction. После прорыва Nirvana в альтернативном роке характеристики альт-метала становились все более размытыми: жанр варьировался от «индустриальных» Nine Inch Nails и Ministry до Rage Against the Machine, которые использовали в своей музыке хип-хоп и пост-панк. Вскоре большинство новых металлических групп стали восприниматься как альтернативные, хотя они мало чем отличались от традиционных металлических групп, кроме своих живых выступлений и характерного звучания.
К концу 1990-х годов альтернативный металл вновь обрел свои отличительные черты, особенно благодаря таким группам, как Rage Against the Machine, КоЯп, Nine Inch Nails и Helmet. Helmet, в частности, своей музыкой заложили основу ню-метала, нового металлического явления.
Новые музыкальные жанры, ставшие невероятно популярными в Европе и США, такие как ню-метал и эмо (производное от хардкора и инди-рока), также проникают в Россию. Это Psyche (альтернативный металл, ню-метал, эмо), Jane Air (альтернативный металл, эмо), Amatory (ню-метал), 7000$ (альтернативный металл, ска), Tracktor Bowling (ню-метал), Stigmata (альтернативный металл, эмо) и другие. Группы Psyche и 5Diez (5Diez) также активно используют компьютерные эффекты в своих песнях, смешивая металл с музыкой самых разных жанров.
19). Nu Metal (Ню-металл)
Nu-metal, также известный как rap-metal и rap-core, — жанр, возникший в результате смешения рэпа и металла (в разных пропорциях) и ставший очень коммерчески популярным. Наиболее известные группы — Slipknot, Limp Bizkit, КоЯп, Linkin Park, Static X, Orgy, Disturbed, в России — Amatory, Tracktor Bowling, Слот, Психея, 5`diez, Jane Air.
20). New Metal (Нью металл)
Нью-метал — музыкальный жанр, возникший в середине 1990-х годов. Считается, что на него в основном повлияли гранж и альтернативный металл начала 1990-х годов. Музыка групп нью-метала также включает в себя хип-хоп, электронику и другие жанры металла, особенно трэш-метал и грув-метал.
CORE
21). Metal Core (Металкор)
Металкор — это металлический жанр, основанный на слиянии хардкора и хэви-метала. Хотя этот жанр стал популярным в новом тысячелетии, это не значит, что он возник именно в это время. Не стоит забывать, что многие группы (например, Integrity) существовали уже в 1980-х годах.
Определить звучание самого металкора в принципе невозможно, так как многие группы смешивают различные школы хардкора и смешанного металла, а также включают в себя части других жанров, что делает металкор очень разнообразным для слушателя. Изначально этот стиль назывался кроссовер, то есть смешение различных жанров. По мере приближения к 21 веку само определение «кроссовер» потеряло смысл и было заменено словом «металкор», которое лучше всего отражало то, что начинали играть многие музыкальные группы. Современный metalcore — это смесь new school hardcore и шведского melodic death metal, в некоторых группах заметно присутствие thrash metal.
22). Death Core (Дезкор)
Deathcore — это стиль металла, который сочетает в себе несколько брутальных стилей, но по своей сути является одновременно и brutal death, и metalcore. Приобретя скорость и брутальность дэт-метала, deathcore нашел то, чего ему не хватало в довольно простом исполнении, но в то же время свирепом роке. Как и в брутальном металле, группа использует глубокий рык, но некоторые deathcore-группы используют более высокий вокал и крики.
23). Thrash Core (Трэшкор)
Трэшкор — это стиль металла, который сочетает в себе трэш и хардкор. Это брутальный стиль, иногда более медленный, чем оригинальный трэш, с плотным звучанием, более характерным для хардкора. Трэшкор часто путают с ангсти-трэшем.